Написать о проблеме
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
2024-год
социальныйкомпас.рф

баннер-на-сайт-вариант-1.jpg

Полезности

Объясняем

Областная патриотическая акция «Стена памяти»
Приложение_7830277_v1-1
Нюрнбергский процесс
nunberg_big-1
Школьный спортивный клуб
shkolnyj_sportivnyj_klub (1)
ВСОШ: Региональный центр «Новое поколение»

Всероссийская олимпиада школьников
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Архив новостей

Направления тем итогового сочинения в 2023-2024 учебном году

    Комплекты тем итогового сочинения с 2022/23 учебного года формируются из закрытого банк тем итогового сочинения. Он включает в себя около 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в последние годы.

 Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения (новым является подраздел «Язык и языковая личность»).

№ Разделы и подразделы

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек.
3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность

В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:
темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ
ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:

  •  связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Возможные темы:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы:

  • Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
  • А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
  • А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
  • С. Коллинз. «Голодные игры»
  • У. Голдинг. «Повелитель мух»
  • М. Горький. «Старуха Изергиль»
  • Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
  • А. Грин. «Зеленая лампа»
  • М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
  • А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
  • С. Есенин. «Черный человек»
  • А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы этого раздела:

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;
  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

Возможные темы:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребенка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы:

  • Л. Н. Толстой. «Война и мир»
  • Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
  • Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
  • М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
  • А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
  • Дж. Роулинг. «Гарри Поттер»
  • Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
  • А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы этого раздела:

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
  • нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения исторической памяти и традиционных ценностей;
  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Возможные темы:

  • Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
  • Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
  • Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
  • Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы:

  • Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
  • О. Хаксли. «О дивный новый мир»
  • И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
  • Дж. Оруэлл. «1984»
  • Е. И. Замятин. «Мы»
  • С. Коллинз. «Голодные игры»
  • У. Голдинг. «Повелитель мух»
  • В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
  • Д. Киз. «Цветы для Элджернона»

 

 


Советы по написанию итогового сочинения 

1. Заранее изучите критерии

Итоговое сочинение должно соответствовать критериям, установленным ФИПИ. Ознакомьтесь с ними и запомните, чтобы ничего не упустить во время экзамена.

2. Практикуйтесь

Напишите несколько сочинений по темам разных направлений, чтобы научиться укладываться во время и лаконично излагать свои мысли.

3. Заведите блокнот с информацией из произведений по литературе

Школьники часто допускают ошибки на сочинении из-за неправильной характеристики образов героев. Кто-то путает авторов повести/рассказа, кто-то не так применяет имена персонажей или искажает события произведения. Бывали и такие случаи, когда ученики писали, что автором «Гончарова» является Обломов. Это грубейшая неточность!

Выпишите действующих героев, их характерные черты и поступки, остальные важные детали и «символы», встречающиеся в произведении.

4. Развивайте словарный запас

Минимальное количество слов в сочинении – 250. Если вы напишете меньше, то ваша работа получит 0 баллов. Оптимальный объем – 350 слов. Не нужно лить много «воды», но и слишком сжимать свое рассуждение по теме не требуется. Применяйте речевые обороты, украшающие текст.

5. Для точного попадания в цель используйте небольшие произведения

В любовных страстях и других межличностных отношениях в романе-эпопее «Война и мир» легко запутаться. Пишите аргументы на основе простых для понимания рассказов, где фигурирует пара основных героев.

6. Перечитайте произведение, которое с большой долей вероятности примените на итоговом сочинении

Хорошо, если вы подробно читали книгу пару лет назад и помните основные моменты. Но память лучше освежить, пробежаться глазами по тексту с полным осмыслением прочитанного, чтобы не упустить важные факты для аргументов в подтверждение темы.

7. В блокнот с информацией по литературе внесите аргумент

Если вы будете судорожно читать примеры сочинений перед экзаменом, то вряд ли раскроете тему самостоятельно на высокий балл. По мере прочтения книг записывайте ключевые цитаты, которые можно использовать на итоговом сочинении.

8. Не вставляйте малоизвестные произведения

Среди молодежи сейчас популярны фанфики – выдуманные рассказы о жизни героев. Они являются плодом воображения неизвестных (или известных в очень узком кругу) лиц и не считаются почвой для направлений итогового сочинения. Помните, что экзамен предполагает знание школьной программы и мировой литературы, о которой наслышаны все.