Эффективный управленческий опыт работы школьной команды МАОУ «Северо-Плетневская СОШ» по выходу из ШНОР. (статья директора Зыряновой И.А.)
Аннотация: в данной статье отражена проблема по вхождению образовательной организации в ШНОР, описано, что необходимо сделать для того, чтобы выйти из регионального проекта ШНОР. Представлен успешный управленческий опыт по выходу из категории ШНОР МАОУ «Северо-Плетневская СОШ».
Ключевые слова: школа, руководитель, управленческая команда, школьная команда, дефициты, ШНОР, маркеры ШНОР,
По результатам самодиагностики МАОУ «Северо-Плетневская СОШ» в рамках проекта «Школа Минпросвещения» были выявлены следующие дефициты по направлениям:
- Магистральное направление «Знание» — Не обеспечивается объективность процедур оценки качества образования, в том числе организации контроля за соблюдением порядка/регламента проведения оценочных процедур.
- Магистральное направление «Здоровье» — Недостаточная работа по привлечению обучающихся к участию во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне».
- Магистральное направление «Творчество» — Кадровый дефицит специалистов по дополнительному образованию детей.
- Магистральное направление «Воспитание» — Отсутствие открытости, системности в работе с родителями
- Магистральное направление «Профориентация» — Недостаточный уровень работы с обучающимися по проведению системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся
Маркеры вхождения в ШНОР: не преодолели минимальный порог при государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе более 30% обучающихся
Актуальность работы «Организация взаимодействия социально-психологической службой школы с педагогами как фактор повышения качества образования» обусловлена тем, что в МАОУ «Северо-Плетневская СОШ» выявлена следующая проблема: более 30% обучающихся 9 класса не преодолели минимальный порог при прохождении государственной итоговой аттестации по математике.
В данной статье рассматривается значимость психологической службы в процессе преодолевания ситуации низкой образовательной результативности (ШНОР) в школе. описана работа по сопоставлению результатов самодиагностики (дефицитных зон) по направлениям проекта «Школа Минпросвещения России» и маркеров вхождения в ШНОР с целью разработки эффективных механизмов для выхода образовательной организации из ШНОР. В статье рассматривается опыт работы школьной команды, направленный на преодоление ситуации, связанной с низкими результатами образовательной деятельности (ШНОР).
Выводы
Работа социально – психологической службы поможет не только улучшить результаты, но и создать устойчивую культуру успеха в школе.
—Благодаря совместному и целенаправленному труду всей школьной команды, вовлеченности детей и родителей, школа успешно преодолеет риски и выйдет из списка ШНОР.
«Организация взаимодействия социально-психологической службой школы с педагогами как фактор повышения качества образования»
«Ни себя, ни других нельзя изучать иначе как в деятельности и общении. Нельзя изучать человека холодно – таким путём человек непознаваем, потому что природа его противится изучению как насилию; по-настоящему постичь человека можно, только помогая ему.
Изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек – это «открытая система», меняющаяся во многом непредсказуемо – больше, чем какое-либо другое существо».
Психолог В. Леви.
Обеспечение качества образовательных услуг — это не только высокий уровень преподавания, но и создание комфортной и безопасной образовательной среды для всех участников процесса. Социально-психологическая служба играет ключевую роль в поддержке учащихся, педагогов и родителей. Она помогает в решении различных проблем, связанных с адаптацией детей в школе, их эмоциональным состоянием и межличностными конфликтами. Важно понимать, что качественное образование невозможно без учета психологических и социальных аспектов жизни учащихся.
Социально-психологическая служба школы – это комплексная служба сопровождения всех участников образовательного процесса, которая функционирует для повышения эффективности социально-педагогической работы и обеспечения оптимального образовательного и воспитательного процессов школы.
Основная цель службы – это создание комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей развитию личности и успешному обучению.
В нашей школе социально-психологическая служба выполняет следующие задачи:
— психологическая поддержка учащихся;
— проведение диагностики и мониторинга для выявления проблем в обучении и социальной адаптации детей;
— организация профилактических мероприятий, направленных на предупреждение негативных явлений;
— взаимодействие с педагогами, направленное на улучшение образовательного процесса;
— взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и поддержки детей;
— разработка и реализация специализированных программ по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей
Ни для кого не секрет, что работа учителя очень стрессогенная, требующая огромных личностных ресурсов. И со временем стрессов не становится меньше – они становятся качественно другими. Психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, разрушают его личность, лишают энергии. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. Хронически переутомленный учитель менее восприимчив к нововведениям в школе, мало мотивирован к повышению собственной профессиональной компетентности. Налицо нарушения психологического здоровья, которые могут привести к нарушениям здоровья соматического. Необходимость психологической работы с педагогами не вызывает сомнений. Психологи имеют в своем арсенале варианты такой работы (индивидуальное и групповое консультирование, круглые столы, семинары, выступление на педсоветах и методических объединениях), но на практике организация работы сопровождается некоторыми трудностями.
1. Низкая мотивация педагогов.
2. Перегруженность педагогов информацией.
3. Низкий уровень доверия, настороженное отношение.
4. Неразработанность практического подхода в психологии к этой теме.
5. Деликатность темы, связанная с тем, что она затрагивает личностные особенности педагогов.
6. Опасения педагогов, что проводимая работа будет строиться по принципу “субъект – объектных отношений”.
К сожалению, взаимодействие между педагогами, родителями и социально-психологической службой часто оказывается недостаточно эффективным. Это может быть связано с недостаточной информированностью о функциях службы, отсутствием четких каналов коммуникации или даже стереотипами о работе психологов.
В связи с этим, цель нашей работы:
Использование эффективных технологий взаимодействия педагогов и социально-психологической службы для повышения качества образовательного процесса и создания комфортной образовательной среды.
Этапы работы:
- Подготовительный: создание информационных материалов (буклетов, листовок, размещение информации на сайте школы, в группе Сферум), планирование мастер-классов и обучающих мероприятий педагогов.
- Основной: проведение обучающих мероприятий (мастер-классов, тренингов, индивидуальных встреч) для педагогов о эффективных методах работы с детьми, проведение тренингов для повышения мотивации педагогов, работа над профессиональным выгоранием.
- Организация системы обратной связи для оценки эффективности взаимодействия и выявления проблемных областей.
В связи с этим поставила перед собой следующие задачи организации работы с педагогами.
- Усиление мотивации педагогов на сотрудничество с психологом, повышение интереса к этой работе.
- Формирование доверительного отношения со стороны педагогов к психологу.
- Развитие представлений педагогов о том, что в работе с психологом они могут выступать как равноправные субъекты.
- Создание предпосылок для развития способности педагогов к анализу и самоанализу педагогической деятельности в противовес оценочному подходу.
Тренинги мы проводили эпизодически. (Способы профилактики эмоционального выгорания, Оперативное управление эмоциями в конфликте). Поскольку мы планировали провести ряд социально-психологических тренингов, нами неоднократно проводилась работа по изучению психолого-педагогических проблем, с которыми сталкиваются педагоги в своей профессиональной деятельности. Результаты исследования мы использовали для планирования психологических мероприятий.
Анкетирование педагогов(«С какими проблемами Вы встречаетесь в педагогической деятельности?») показало следующее:
- Нет проблем 28,5%
- Невыполнение домашних заданий 18,7%
- Дисциплина, поведение 16%
- Медленный темп работы 8%
- Нехватка времени 11,8%
- Отсутствие внимания у детей 5,5%
- Учащиеся не умеют работать в группе 5,4%
- Психические нарушения у детей, работа с детьми с девиантным поведением 5,4%
- Отсутствие учебных принадлежностей у детей 5,4%
- Адекватная оценка своей учебной деятельности учащимися и их родителями 2,7%
- Чрезмерная активность на перемене 2,7%%
- Нет поддержки от семьи 2,7%
- Недостаточная культура поведения и общения у детей 2,7%
- Мотивация учащихся 2,7%
Как мы видим, чуть более четверти опрошенных не готовы признать, что сталкиваются с трудностями в своей деятельности. Это может быть связано как с низким доверием к психологу и администрации, так и с личностными особенностями педагогов.
На вопрос: психологические мероприятия какой тематики Вы готовы посетить? мы получили следующие ответы.
- Конфликты с родителями;
- Конфликты между детьми, конфликтные дети;
- Взаимоотношения с родителями, работа с родителями;
- Развитие познавательных процессов (виды заданий, используемых на уроке);
- Управлениями эмоциями, эмоциональными состояниями.
С учетом полученных результатов мы запланировали тренинги и семинары для педагогов:
- «Тайм-менеджмент для учителя»
- «Сотрудничество с родителями: техники и приемы взаимодействия»
- «Приемы поведения в конфликтных ситуациях»
- «Технология разрешения конфликтных ситуаций»
- «Психологические особенности проблемных детей и способы взаимодействия с ними»
- «Управление эмоциями».
Ожидаемые результаты:
- Улучшение внутришкольного климата (педагог-родитель, педагог-ученик, родитель-ученик).
- Установление прочных профессиональных отношений и доверия между педагогами и психологами.
- Повышение квалификации педагогов в области психологии и работы с детьми.
- Наличие ресурсов и консультаций для педагогов, что позволит им лучше справляться с профессиональными стрессами.
- Повышение осведомленности всех участников образовательного процесса о роли
Социально-психологическая служба в нашей школе обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса: школьной команды, включающей управленческую команду, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и дефектолога, педагогов; учеников и их родителей.
Работа социально-психологической службы в отношении поддержки учащихся и взаимодействия с родителями в нашей школе налажена достаточной эффективно. Однако, что касается взаимодействия с педагогами, мы столкнулись с определенными трудностями. Это взаимодействие в основном основывалось на традиционных формах, таких как участие психологов в совместных родительских собраниях, обсуждения на педсоветах основных проблем и индивидуальное консультирование педагогов, направленное на решение проблем, возникающих в процессе обучения и взаимодействия с учащимися. К сожалению, эти методы показали низкую эффективность в плане вовлеченности и активного участия педагогов в процессе поддержки учащихся. Также следует учитывать, что в последнее время педагоги сталкиваются с проблемой профессионального выгорания, что влияет на их здоровье и качество образования.
Для повышения эффективности взаимодействия педагогов и социально-психологической службы мы провели работу в двух направлениях: обучение педагога-психолога и учителей на специализированных курсах повышения квалификации (где они получили необходимые навыки и знания) и повышение осведомленности педагогов о работе СПС.
Прохождение курсов педагогом-психологом позволило реализовать более современные и результативные практики в работе с педагогами, такие как:
— семинары, тематические мастер-классы, тренинги (с целью повышения мотивации и профессионального выгорания),
— применение медиативного подхода в решении конфликтов между педагогами, педагогами и учениками, педагогами и родителями (что способствует улучшению внутришкольного климата),
— проведение тренингов и семинаров по вопросам психологии учащихся (что позволяет оценить психоэмоциональное состояние учащихся и применять разные методы его поддержки),
Такой подход позволил создать более открытый и продуктивный диалог между всеми участниками образовательного процесса.
Обучение педагогов на курсах повышения квалификации по направлению медиативного подхода в образовании, работе с детьми девиантного поведения позволило развить их компетенции в области разрешения конфликтов и поддержки детей в трудных ситуация; освоить методы и подходы, которые включает в себя умение проводить открытые диалоги, обсуждать вопросы, касающиеся психоэмоционального состояния учащихся, и вовлекать родителей в процесс поддержки детей, применять новые технологии и техники в работе с родителями (медиативные подход).
С целью повышения осведомленности педагогов о деятельности социально-педагогической службы, мы разработали информационные буклеты, разместили информацию на сайте школы, в группе школы в социальной сети ВК, в группах через платформу Сферум, а также проводим регулярные встречи.
Информационные буклеты подробно описывают услуги и возможности службы. При проведении встреч специалисты службы делятся информацией о своей работе, обсуждают актуальные темы, отвечают на вопросы.
Такой подход уже начинает приносить свои плоды: мы наблюдаем увеличение количества педагогов, обратившихся за индивидуальной консультацией; увеличение количества педагогов, регулярно посещающих тренинги и мастер-классы.
В наших тренингах приняли участие более 50% педагогов школы. Предварительное анкетирование сработало на повышение мотивации педагогов к участию в групповой работе. Обратная связь на тренингах была разной: от «Давайте так каждую пятницу собираться» до «Это все хорошо, но нам уже ничего не поможет», но можно отметить улучшение психологического климата в коллективе и коммуникации между педагогами. В целом, данный алгоритм организации работы с педагогами можно считать успешным, работу в данном направлении – востребованной.
Таким образом, взаимодействие с социально-психологической службой школы — это не просто формальность, а необходимость для повышения качества образования. Это сотрудничество способствует созданию позитивной и безопасной образовательной среды, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал, обеспечивает комплексную поддержку учащихся и их семей, создает условия для гармоничного развития детей. Организация взаимодействия социально-психологической службы с педагогами является важным фактором повышения их мотивации. Поддержка, обучение и создание благоприятной атмосферы способствуют не только личностному и профессиональному росту учителей, но и улучшению образовательного процесса в целом. Важно продолжать развивать и улучшать это взаимодействие, чтобы обеспечить устойчивое развитие образовательной среды.
Зырянова И.А., директор,
МАОУ « Северо-Плетневская СОШ», Юргинский район
























