Написать о проблеме
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
2025-год
социальныйкомпас.рф

баннер-на-сайт-вариант-1.jpg

Полезности

Объясняем

Областная патриотическая акция «Стена памяти»
Приложение_7830277_v1-1
Нюрнбергский процесс
nunberg_big-1
Школьный спортивный клуб
shkolnyj_sportivnyj_klub (1)
ВСОШ: Региональный центр «Новое поколение»

Всероссийская олимпиада школьников
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Новости
Архив новостей

Современные подходы к взаимодействию школы и родителей: как вовлечь семью в образовательный процесс (статья классного руководителя Вороновой Н.С.)

Аннотация: в статье рассматривается проблема низкой вовлеченности родителей в школьную жизнь, анализируются причины пассивности семей и предлагаются новые форматы взаимодействия. Описывается модель сотрудничества, включающая программы «Школа современного учителя», «Психологические основы успешного воспитания», «Родительский воркшоп» и творческие вечера. Особый акцент сделан на интерактивных методах, где родители становятся активными участниками образовательного процесса. Подробно раскрыт пример воркшопа «ТехноКвест», где родители, выполняют задания под руководством учеников.

Ключевые слова: школа, ученик, родитель, новые форматы сотрудничества, родительская вовлеченность.

Современная школа сталкивается с проблемой низкой вовлеченности родителей в образовательный процесс [1]. Так, в нашей школе посещаемость родительских собраний остается на уровне 50% (классные) и 30% (общешкольные), многие семьи демонстрируют пассивность и потребительское отношение к школе. Это приводит к снижению родительской компетентности, ухудшению детско-родительских отношений и, как следствие, к низкой успеваемости детей.

Особую сложность представляет контингент учащихся: 28% детей из неполных семей, 28% – из малообеспеченных, 7% – под опекой, 16% – с ОВЗ, 4% состоят на учете, часто из-за проблем в семье. В то же время исследования подтверждают, что активное участие родителей в школьной жизни улучшает результаты детей и способствует развитию их социальных навыков [2].

Как показала практика, традиционные формы работы с родителями (собрания, лекции, разовые акции) теряют эффективность по нескольким причинам: родители устают от «обязательных» мероприятий; родители выступают в роли слушателей, а не участников; современным семьям нужны гибкие и практико-ориентированные форматы взаимодействия.

В данной статье хотелось бы описать практический опыт школы по переходу от традиционных форматов работы с родителями к современным формам взаимодействия, которые делают родителей не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Для реализации этой концепции в нашей школе была разработана комплексная система интерактивных форматов, каждый из которых решает конкретные задачи вовлечения родителей: тренинговые занятия «Психологические основы успешного воспитания», цикл занятий «Школа современного учителя», творческие вечера, обучающие мероприятия в формате «родительский воркшоп». Все предлагаемые практики объединены общей целью — создать условия для осознанного участия семьи в образовательном процессе через личный опыт и практическое взаимодействие.

В рамках психолого-педагогического сопровождения семей реализуется цикл тренинговых занятий «Психологические основы успешного воспитания», ориентированный преимущественно на родителей из категории социального риска. Данная программа включает такие модули, как «Формирование навыков ненасильственного общения» (техники активного слушания, модели «Я-высказываний»), «Развитие эмоционального интеллекта» (диагностик и регуляция эмоциональных состояний, техники для развития эмпатии), «Профилактика девиантных форм поведения (методы раннего распознавания рисков, стратегии коррекции ассциальных проявлений). Конечным результатом реализации данной программы мы ожидаем повышение уровня родительской компетенции по вопросам воспитания детей, улучшение внутришкольного климата, снижение уровня конфликтности в детско-родительских отношениях.

В рамках занятий «Школа современного учителя» осуществляется практика включения родителей в образовательный процесс посредством их временной интеграции в роль обучающихся на демонстрационных занятиях. Родители становятся «учениками» на открытых уроках, где педагоги демонстрируют современные методики обучения. Данная практика способствует формированию у родителей понимания актуальных образовательных стандартов и педагогических требований; снижает тревожность, связанную с учебным процессом; способствует улучшению поддержки детей со стороны родителей в домашних условиях.

Одним из интересных направлений взаимодействия с семьями обучающихся выступает организация творческих вечеров. Данная практика реализуется через систему тематических мероприятий (совместные вечера, выставки семейного творчества, театрализованные постановки), обеспечивающих создание пространства для неформальной коммуникации, формирование эмоционально-положительного отношения к школе, развитие креативных способностей участников, укрепление детско-родительских связей, создание ситуаций совместного успеха.

«Родительский воркшоп» – формат обучающего мероприятия, которое помогает участникам получить знания и сразу применить их на практике. Основной целью проведения мероприятий в таком формате является ознакомление родителей с современными образовательными технологиями через интерактив, где дети выступают в роли наставников. Родители не только осваивают технологии, но и видят компетентность своих детей, а школа укрепляет доверие через неформальное взаимодействие.

В качестве успешной практики приведу пример родительского воркшопа «ТехноКвест. Дети учат родителей», который реализует принцип инверсии образовательных ролей и технологии геймификации учебного процесса.

Мероприятие проводится в формате ротационных станций (вертушка, 25 минут на каждую станцию), где родители в смешанных группах последовательно осваивают:

Родители распределяются на 4 команды с оригинальными названиями: «КиберПилоты» (квадрокоптеры), «Виртуальные Гении» (VR-очки), «РобоМастера» (робототехника), «Спасатели» (первая помощь).

Дети выступают в роли экспертов (это заранее подготовленные ученики 7–10 классов), они объясняют теорию и помогают родителям на практике. Педагоги координируют переход между станциями.

Станции вертушки:

  1. Станция «РобоМастера». Цель: собрать и запрограммировать робота на движение по траектории. Дети объясняют основы сборки и логику программирования, показывают пример. По завершении родители выполняют испытание: за 15 минут создать работающую модель. За успешное выполнение и креативность начисляются баллы.
  2. Станция «КиберПилоты». Цель: пройти полосу препятствий на квадрокоптере. Дети рассказывают о правилах управления квадрокоптером и технике безопасности, демонстрируют базовые маневры. Испытание для родителей: пролететь по маршруту без падений. Баллы начисляются за чистый пролет и за каждый этап маршрута.
  3. Станция «Виртуальные Гении». Цель: использовать VR-очки для решения логической задачи. Дети проводят инструктаж по работе с гарнитурой; дают подсказки по навигации в VR-пространстве. Испытание для родителей: за 5 минут собрать предложенный пазл. За правильность выполнения и скорость команде начисляются баллы.
  4. Станция «Спасатели». Цель: провести сердечно-легочную реанимацию (СЛР) на электронном муляже. Учащиеся объясняют алгоритм действий при чрезвычайных ситуациях, показывают правильное положение рук и ритм. Испытание для родителей: выполнить 20 компрессий с муляжом. Баллы начисляются за корректное выполнение и за сохранение спокойствия.

В финале подсчитываются баллы и проводится награждение команды. За 1 место – сертификат «ТехноЛидер»; 2-3 места – значки «Инновационный родитель. Все участники получают грамоты за креативность и фото в VR-очках на память.

Реализация такого формата взаимодействия продемонстрировала значительные результаты по следующим направлениям: все родители успешно справились с практической частью заданий; родители признали компетентность детей в технических вопросах; интересно и эффективно использовано время для активного взаимодействия; обратная связь показала высокую удовлетворенность родителей проведенным мероприятием. Следует отметить, что проведение таких мероприятий приводи к качественным изменениям родительской позиции от потребительской к партнерской, от тревожной к заинтересованной, а также способствует формированию у детей адекватной самооценки и развитию лидерских качеств.

Выводы

Предложенные форматы сотрудничества школы и родителей помогают перевести взаимоотношения на новый уровень – от формальных собраний к живому сотрудничеству. Важно, что при этом учитывается разнообразие запросов родителей (от психологической поддержки до совместного творчества). Ключевой принцип такого сотрудничества «Не школа для родителей, а школа вместе с родителями». Только так можно создать среду, в которой дети чувствуют себя комфортно.

В результате такого взаимодействия мы ожидаем получить следующие результаты: повышение успеваемости и социализации учащихся; повышение уровня компетенции родителей в области учебно-воспитательной работы; улучшение внутришкольного климата.

Список литературы

  1. Белоусов К.Ю., Матюшкина М.Д. Участие родителей в образовании своих детей и в образовательной политике школы // Перспективы науки и образования. – 2020 — №5 (47). – С. 222-245.
  2. Воскресенко О.А. Дунаева О.В. Взаимодействие семьи и школы как институтов воспитания: моделирование процессов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020 — №4. – С. 98-103.

 

Классный руководитель МАОУ «Северо-Плетневская СОШ»

Воронова Н.С.