Написать о проблеме
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
2024-год
социальныйкомпас.рф

баннер-на-сайт-вариант-1.jpg

Полезности

Объясняем

Областная патриотическая акция «Стена памяти»
Приложение_7830277_v1-1
Нюрнбергский процесс
nunberg_big-1
Школьный спортивный клуб
shkolnyj_sportivnyj_klub (1)
ВСОШ: Региональный центр «Новое поколение»

Всероссийская олимпиада школьников
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Архив новостей

курс ОРКСЭ

left666

Комплексный учебный курс

«Основы религиозной культуры и светской этики»

       Все ученики 4 классов в Российской Федерации изучают новый предмет — основы религиозных культур и светской этики.

      Первоначально планировалось начать преподавание этого курса с IV-й четверти текущего учебного года, а затем продолжить его изучение в V-м классе. Однако в Министерстве образования и науки Российской Федерации сочли целесообразным продлить подготовительный период, необходимый регионам для подготовки учителей к преподаванию нового предмета, приобрести необходимое количество учебных пособий и решить многочисленные организационные вопросы.

     Напомним, что в августе 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал поручение Правительству Российской Федерации обеспечить введение с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета – основы религиозных культур и светской этики (сокращённо – ОРКСЭ). В течение двух лет прошла апробация этого предмета в 21 регионе Российской Федерации, признанная успешной.

     Основы религиозных культур и светской этики – это такой же обязательный предмет, как русский язык, литературное чтение или математика. Он включает в себя 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители вместе с ребёнком выбирают для изучения один из модулей.

   Особенность этого предмета – в насыщенном духовно-нравственном наполнении, он является культурологическим, а не религиозным. Его цель — развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Возраст обучающихся выбран неслучайно, ведь именно в этом возрасте у детей обостряется интерес к извечным вопросам: что такое хорошо и что такое плохо?

     Активное участие родителей в изучении детьми этого предмета является очень важным, ведь речь идёт об общечеловеческих ценностях, таких как Добро, Любовь, Труд, Семья. Недаром в учебно-методический комплект по этому предмету входит не только книга для учителя, но и книга для родителей.

Наиболее часто задаваемые вопросы о введении курса
«Основы религиозных культур и светской этики»

№п/п

Вопрос

Ответ

1 Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.
2 Какие документы регламентируют введение данного курса?
Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
· Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования.
. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
(чтобы просмотреть данные нормативные акты, нужно нажать на нужный вам документ)
3 Какие модули включает в себя комплексный курс, все ли они одинаковые по объёму часов?
Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
  — «Основы православной культуры»
  — «Основы исламской культуры»
  — «Основы буддийской культуры»
  — «Основы иудейской культуры»
  — «Основы мировых религиозных культур»
  — «Основы светской этики».
Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 35 уроков, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.
4 Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения? Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер. Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.
5 Сколько модулей одновременно может изучаться детьми одного класса? Столько, сколько выберут родители. Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).
6 Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы? В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур
7 Можно ли изучать одновременно несколько модулей? Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана. Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.
8  Каковы основные принципы преподавания курса?  Светский характер. Культурологический подход. Преобладание воспитательного аспекта. Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности
9  В чём воспитательная составляющая данного курса?
 Освоение курса должно обеспечить:
· понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;
· знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;
· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
· знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия; укрепление духовной преемственности поколений.
10  Предусматривается ли при изучении курса обучение религии?  Все модули курса носят культурологический, светский характер. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», далее — Закон). Такое обучение может вести религиозная организация. В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.
11  Кто может вести курс ОРКСЭ?  Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.
12  Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ?  В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет. В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.
13  В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций?  Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате. В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
14  Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы?  Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.
15  Будет ли школа обеспечивать учебниками по курсу ОРКСЭ или их следует приобретать родителям самостоятельно?  Все школы Тюменской области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объёме за счёт средств областного бюджета.
 16  Как будет оцениваться успешность освоения учащимся курса ОРКСЭ?  Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т.п.
 17  Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?  Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включён в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.
 18  Могут ли родители присутствовать на уроках по курсу ОРКСЭ?  Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребёнком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.
 19  Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?  Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.
 20  До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребёнок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?  Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября. Но желательно всё же определиться пораньше, например, в мае-июне, чтобы учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить своё решение до указанного срока можно без ограничений.

Так же вы можете ознакомиться со следующими документами

(необходимо нажать на нужный вам документ)
1. Образец заявления родителей Смотреть/Скачать

2. Положение о порядке выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Смотреть

3. Книга для родителей (Пособие адресовано родителям (законным представителям) учащихся 4-5 классов общеобразовательных учреждений, изучающих комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В пособии раскрыты условия апробации нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.)

4. Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» Скачать

5. Регламент по ОРКСЭ

6. Практические советы родителям, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Документ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Документ Министерство Образования и Науки Российской Федерации. Письмо от 24 октября 2011 г. N МД-1427/03 Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ

Телефон «горячей линии»

в отделе образования Юргинского муниципального района

по вопросам введения предмета «ОРКСЭ»

8(34543)23288

Мария Анатольевна Кидяева,

заведующая методическим кабинетом